Пророк Калич (kalicz) wrote,
Пророк Калич
kalicz

Category:

Основные сходства и различия правовых систем Ислама и Иудаизма (Шариат и Галаха)


  1. В первое столетие после возникновения ислама (VII-VIII вв.) еврейская традиция влияла на становление мусульманского права. Доказательством тому служит распространения такого литературного жанра, как «сказания пророка» (ар. Кысаc ан-набиа — ألنبع قصص), другое название которых «исраилят» (израильские) говорит об их еврейском происхождении. Существование хадисов, объясняющих такие установления, как побивания камнями за адюльтер, число ежедневных молитв, пост в день Ашура, не могут быть выведены на основании текста Корана, но восходят к еврейскому источнику - Танаху. Однако с X в. еврейская правовая мысль начала воспринимать идеи мусульманских правовых школ.

  2. Влияние мусульманской правовой доктрины на развитие одного из принципов еврейского права – «Не на Небесах она», предоставляющий человеку право изменять и комментировать закон, нашло отражение в комментариях Маймонида. Спор между сторонниками традиции (ар. ахль аль-хадис) и людьми собственного суждения (ар. ахль ар-ра'и) в мусульманской доктрине, закончившийся к IX-Х вв. победой сторонников предания и установлением таклида (прекращением практики свободного суждения по поводу текстов Писания), повлиял на еврейского средневекового законоучителя в вопросе о том, кому позволительно и кому воспрещено изменять Закон. Позиция Маймонида по сужению круга субъектов, полномочных устанавливать законы, не стала общепризнанной в еврейской среде, поскольку принцип «Не на Небесах она» через признание позитивных норм, выносимых человеком, устанавливает правовой плюрализм. Благодаря этому принципу, позитивные нормы признаются наравне с божественными нормами, выраженными в Писании.

  3. В еврейской и мусульманской правовых системах традиция выступает источником права. Но в еврейском праве традиция, в отсутствие развитых законодательных и судебных функций, занимает более важное место по сравнению с исламом. Еврейская традиция (кабала или масорет), так же как и мусульманская традиция9 (иснад и таклид), как источник права являлась основой, в терминах Н. Колдера, для полемической идеологии, сторонники которой ратовали за буквальное понимание священных текстов и отрицали право свободного суждения. Вместе с тем в еврейском праве традиция стала фундаментом для построения жизнестойкой системы, тогда как в мусульманском праве таклид строго противопоставлялся иджтихаду (свободное суждение).

  4. Мишна и cунна формально являются объектами одного порядка: мидраши в мишне, подобно хадисам в сунне, воспринимались как сборники законодательной практики, корпусы преданий устной традиции. Однако восприятие мишны у евреев отличалось от понимания сунны мусульманами. Хадисы повествуют о днях жизни одного человека — пророка Мухаммеда, тогда как мидраши представляют собой компендиум историй паранормативного характера. Поэтому еврейским мудрецам легче было рассматривать корпус устной традиции — мишну — в качестве интерпретации (мидраш — как способ), а не как новое законодательство, и, следовательно, ликвидировать «противостояние» между своими постановлениями (галахот де-рабанан) и Писанием (галахот де-орайта). Таким образом, в иудаизме не произошло разрыва между традицией и рационализмом, что позволило сделать Галаху более гибкой.

  5. Лояльность евреев к власти, юридически закрепленная в принципе «Закон государства — закон», была выше, чем у мусульман, но имела свои границы. Этот принцип применяется только в делах имущественных (мамуна — ממונא) и неприменим, когда речь идет о делах ритуальных, о религиозных запретах и разрешениях — о том, что называется исура (אסורא) .

  6. Статус судьи (хахам) в еврейском праве имел полифункциональный характер: совмещал в себе законодательные и правоприменительные функции. В исламе, однако, можно проследить разделение между профессиональным предназначением улема (от араб. “илм” — “наука”) — ученого-богослова и факиха — правоведа, занимающегося проблемами юридической доктрины (фикха); между кади — официальным должностным лицом, решения которого выносятся от имени государства (власти, халифа) и обязательны для сторон спора, и хакямом, призванным разрешать тяжбы на добровольных началах, источником власти которого не является санкция государства.

200px-Brockhaus_and_Efron_Jewish_Encyclopedia_e10_513-0[1]
Отсюда
Tags: жизнь, интернет, люди, сводки
Subscribe

  • Мудрый Батрак

    С чего же начать? О, вспомнил. Поехали мы с женой и детьми навестить Беларусь. Взяли микроавтобус, поездили, покатались и приехали в дачный поселок.…

  • Абсурд

    Последние недели много думал и собирал идеи. О причинах и последствиях, мотивах и целях, радостях и печалях. Додумался до такой вот формулы. 1.…

  • Черное Солнце

    Приснился сон про очередное семейное путешествие. Остановились в санатории. Под конец решили задержаться на еще на недельку. Было много…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments